Ultimate magazine theme for WordPress.

Сжиженный углеводородный газ и сжиженный нефтяной газ

85

Сжиженный углеводородный газ (СУГ) является одним из видов альтернативного топлива. Он представляет собой смесь пропана (C3H8) и бутана (C4H10). Этот вид топлива является одним из наиболее распространенных на рынке альтернативного топлива. Его популярность обусловлена низкой стоимостью и доступностью. Оно также известно как сжиженный углеводородный газ (СУГ) или пропан-бутан.

Причины использования пропан-бутановой смеси

  1. Чистый бутан не эффективен при низких температурах, поэтому используется смесь пропана и бутана.

  2. Во избежание избыточного давления в газовом баллоне использование чистого пропана в условиях высоких температур небезопасно.

Состав сжиженного газа

Сжиженный нефтяной газ (СУГ) представляет собой комбинацию нескольких углеводородов, включая пропан, нормальный бутан, изобутан, пропилен, этан и этилен.

Способы приобретения сжиженного газа

Получение сжиженного углеводородного газа (СУГ) может осуществляться двумя способами:

  1. В результате переработки нефти на нефтеперерабатывающих заводах.

  2. При добыче нефти и природного газа.

Эти газы используются в качестве топлива благодаря своим особым физико-химическим свойствам:

  1. Высокие температуры кипения при атмосферном давлении — что позволяет хранить смесь пропана и бутана при относительно низком давлении (до 1,6 мпа) в диапазоне температур от −40 до +45 °C.

Преимущества сжиженного газа

СУГ обладает рядом преимуществ, которые делают его привлекательной альтернативой традиционным видам топлива, таким как бензин и дизельное топливо. Во-первых, он долговечен и не подвержен эрозии с течением времени. Кроме того, его октановое число выше, чем у бензина и дизельного топлива, и составляет 90–110 в зависимости от соотношения пропана и бутана в смеси. Несмотря на то, что энергоэффективность сжиженного газа в единице объема ниже, чем у традиционных видов топлива, его расход при сгорании всего на 10–20% выше, чем у бензина, что компенсируется его низкой ценой, которая примерно в два раза ниже, чем у бензина.

Более чистое и эффективное сгорание

Сжиженный газ способен более эффективно и безопасно сгорать даже при холодном двигателе, не образуя дыма и пепла. Это объясняется тем, что он гораздо более экологичен, чем дизельное топливо: — Выделяет на 90% меньше твердых частиц — Выделяет на 90% меньше оксидов азота — Выделяет на 60% меньше углекислого газа — Не загрязняет почву, так как не растворяется в воде.

Состав сжиженного углеводородного газа

Температура кипения каждого компонента газа различна, поэтому давление паровой фазы сжиженного углеводородного газа (СУГ) зависит как от температуры, так и от его состава. Состав СУГ регламентируется стандартом СССР 20448−90 «Газы сжиженные углеводородные топливные для коммунально-бытового потребления». Этот стандарт устанавливает три разновидности газа.

Пропан, бутан и технические примеси

Пропан-технические примеси (ПТ), комбинация пропана и бутана (СПБТ), а также бутан-технические примеси (БТ) оказывают влияние на свойства сжиженного углеводородного газа (СУГ). Это связано с тем, что присутствие пропана, бутана и других технических примесей изменяет октановое число и плотность паров топлива. Октановое число (ОЧ) — это показатель детонационной стойкости топлива, который повышается при увеличении содержания насыщенных углеводородов, таких как пропан, н-бутан и изобутан.

Полимеризация ненасыщенных углеводородов

Полимеризация ненасыщенных углеводородов может привести к образованию осадка в баке, топливной системе и камере сгорания. При низких температурах ключевым фактором является упругость паров (летучесть смеси). Поддержание нужного уровня делает возможным выход СНГ из бака. Оба компонента смеси являются парообразными и низкокипящими.

Изменение состава топливной смеси

Пропан при атмосферном давлении испаряется при температуре −42°С, в то время как для испарения бутана требуется −0,5°С. Для повышения упругости паров топливного газа в зимнее время количество пропана увеличивается. В летнее время смесь обычно состоит из 40% пропана и 60% бутана, а в холодное время года соотношение меняется на противоположное — 60/40. Поскольку пропан стоит дороже бутана, зимняя смесь дороже летней.

Целостность топлива на автозаправочных станциях

На АЗС необходимо тщательно следить за точным составом топливной смеси, предлагаемой клиентам. Подмена зимнего топлива летним недопустима.

Сжатый природный газ

На АГНКС вместо жидкого топлива используется сжатый природный газ, поступающий прямо из газопроводов.

Производство сжиженного нефтяного газа

Сжиженный углеводородный газ производится двумя способами:

  1. Попутный нефтяной газ (ПНГ) выделяется в процессе добычи.

  2. Этан, пропан, бутан и пентан выделяются при стабилизации вещества в резервуарах.

Переработка сырой нефти — производство сжиженного газа и разделение углеводородов

  1. Каталитический риформинг сырой нефти на НПЗ, приводящий к производству СУГ, дает выход около 2%.

  2. Выделение газа из природного газа, полученного при переработке нефти, включая выделение углеводородов, отличных от этана.

Комментарии закрыты.