Первый двигатель внутреннего сгорания, оснащенный гидрокомпенсаторами, был установлен на автомобилях Cadillac 1930-х годов. В широкое употребление гидрокомпенсаторы вошли лишь спустя несколько десятилетий, во многом благодаря развитию японской автомобильной промышленности. Добавив их в газораспределительный механизм, усложнили конструкцию двигателя, но упростили его обслуживание.
Гидравлический компенсатор
Изобретение гидрокомпенсаторов произвело революцию в двигателе внутреннего сгорания. Этот механизм служит для регулирования теплового зазора клапана двигателя без необходимости ручного вмешательства. До этого для обеспечения оптимальной работы двигателя регулярно требовалась ручная регулировка. Теперь же эти гидрокомпенсаторы делают это без каких-либо усилий с нашей стороны.
Роль гидрокомпенсатора
В каждом четырехтактном двигателе внутреннего сгорания имеются впускные и выпускные клапаны, которые отвечают за подачу топливно-воздушной смеси и отвод отработавших газов. Для регулировки клапанов используется распределительный вал, кулачки которого в нужное время приводят в движение клапаны внутри цилиндра.
Между кулачком и деталью, открывающей клапан, имеется зазор, называемый тепловым зазором. Его назначение — компенсировать линейное расширение металла в результате нагрева во время работы двигателя. Как правило, размер зазора устанавливается производителем и обычно измеряется десятыми долями миллиметра, что делает его невозможным для обнаружения невооруженным глазом.
Слишком маленький зазор?
Если зазор между клапаном и камерой сгорания слишком мал, клапан не будет закрываться полностью. Это повлияет на наполняемость цилиндра, ухудшив его работу.
Слишком большой зазор?
Если же зазор слишком велик, то клапан откроется позже, чем должен, или частично, что приведет к аналогичному эффекту.
Гидравлический компенсатор в помощь
Гидравлический компенсатор устраняет необходимость в ручной регулировке, что упрощает обслуживание двигателя. Кроме того, он может автоматически регулировать величину зазора, обеспечивая нормальную работу двигателя.
Преимущества гидрокомпенсаторов
-
Снижение шума, создаваемого двигателем внутреннего сгорания;
-
Автоматизированная регулировка зазоров вследствие нормального износа деталей;
-
Увеличение срока службы всего агрегата.
Общая конструкция
Конструкция гидрокомпенсаторов унифицирована. Однако их расположение зависит от типа двигателя. На двигателях SOHC (с одним распределительным валом) они располагаются в гнезде коромысла клапана. На двигателях DOHC (с двумя распредвалами) они располагаются в гнездах головки блока цилиндров.
Гидрокомпенсатор с пояснениями
Гидравлические компенсаторы, или «гидрокомпенсаторы», представляют собой небольшие гидроцилиндры, состоящие из плунжера, втулок плунжера, пружин плунжерного клапана, шарика (плунжерного клапана) и масляных каналов. Плунжер является основным компонентом. Когда масло проходит через шаровой клапан, оно направляется в полость под ним, а когда выделенный объем заполняется, пружина заставляет клапан закрыться.
Контакт с кулачком распределительного вала создает давление
При контакте рабочей поверхности гидрокомпенсатора с кулачком распределительного вала создается давление, которое запирает клапан. Это давление приводит к тому, что усилие кулачка распредвала передается на гидрокомпенсатор, который, соответственно, открывает клапан.
Автоматическая регулировка уровня масла
При работе двигателя количество масла, необходимое для заполнения плунжера, регулируется автоматически, что позволяет регулировать тепловой зазор.
Почему гидрокомпенсатор издает звуки?
При работе гидрокомпенсатора может возникать звук, похожий на стрекот. Это не всегда указывает на неисправность самого гидротолкателя.
Причины стука на «холодную».
- Загрязнение в каналах гидрокомпенсатора — нагретое масло становится более жидким и легче проходит по каналам. Таким образом, через некоторое время шум может исчезнуть.
Причины стука на горячую
-
Нечистое или низкосортное масло приводит к возникновению проблемы, которая обычно решается путем долива свежего смазочного материала;
-
Неисправность смазочного насоса, приводящая к снижению давления во всей системе смазки;
-
Чрезмерное использование смазки, превышающей рекомендованную производителем, что приводит к износу клапана гидрокомпенсатора, при этом возможно просачивание масла из шарового механизма.
Проверка гидрокомпенсатора
Как правило, неисправный гидрокомпенсатор издает резкий стрекочущий звук из верхней части двигателя под клапанной крышкой. Этот звук трудно услышать из салона, особенно при хорошей звукоизоляции.
Возможные причины неисправности
-
Слишком много или слишком мало масла в картере;
-
Износ и/или разрушение самого гидрокомпенсатора.
Неожиданный грохот
Как правило, звук становится все громче и громче — от слабого шепота до громкого стука. Если сильный стрекот появился внезапно, целесообразно проверить уровень масла — возможно, он низкий, и гидравлические демпферы могут быстро на него отреагировать. Рекомендуется также осмотреть блок двигателя. Вполне возможно, что в результате езды по бездорожью на блоке двигателя образовалась вмятина, которая и приводит к тому, что масляный поддон не работает должным образом.
Замена масла и стук
Если стук появился сразу после замены масла, то, скорее всего, использовался некачественный смазочный материал.
Что делать с гидрокомпенсаторами
Чтобы вернуть гидротолкатель в нормальное состояние, лучше всего регулярно менять масло и фильтр. Если стук сохраняется, то, скорее всего, требуется замена гидрокомпенсаторов. Если масло в двигателе обновлялось редко, возможно, требуется замена масляного насоса или очистка магистралей двигателя.
Если вы слышите стук из клапанной крышки
Если двигатель Вашего автомобиля запустился, но Вы услышали легкий стук из-под клапанной крышки, Вы можете еще некоторое время поездить на нем. Но не стоит надолго откладывать поездку в автосервис. Неисправность гидрокомпенсатора может привести к повреждению системы газораспределения и/или головки блока цилиндров.
Как избежать неисправности гидрокомпенсатора
Для поддержания нормальной работы гидрокомпенсатора важно принимать профилактические меры.
Предотвращение неисправности гидрокомпенсатора
Для предотвращения выхода из строя гидрокомпенсаторов необходимо соблюдать общие указания производителя по замене масла. Обычно это происходит во время ежегодного технического обслуживания, но в определенных условиях интервал может быть сокращен — например, перед длительной поездкой или в суровую погоду, во время эксплуатации и т. д. Нет необходимости в плановой замене гидрокомпенсаторов. Как правило, при бережном обращении эти детали служат примерно 200 000 км.
Комментарии закрыты.