За последние 25 лет компания Chery Automobile претерпела значительные изменения и стала одной из самых конкурентоспособных автомобильных компаний в России. Материнская компания продолжает выпускать новые модели, а ее премиальный бренд Exeed становится все более популярным. В ближайшее время в России должны дебютировать Omoda и Jetour. В этой статье мы рассмотрим, как развивалась компания Chery на протяжении многих лет, и оценим ее нынешнее состояние.
Chery: От производителя двигателей к полномасштабному автопроизводителю
Компания Chery — государственный производитель автомобилей, основанный в 1997 г. в городе Уху (провинция Аньхой, Китай). В китайском языке название Chery происходит от термина «Qirui», который можно перевести как «особо одаренный» или «очень удачливый». В английском языке название Chery ассоциируется со словами «cherry» и «cheery».
Изначально компания была создана для производства двигателей и комплектующих для автомобилей. Впоследствии она превратилась в полноценного автопроизводителя. Первым серийным автомобилем компании стал нашумевший хэтчбек Fengyun, который также был известен под названиями Fulwin, Windcloud, Flagcloud, A11, A168, Qiyun, Viana и Cowin 2. В России этот автомобиль назывался Chery Amulet и Vortex Corda.
Chery Fengyun: Дизайн десятилетней давности
Chery Fengyun и все его производные являются производными от испанского Seat Toledo первого поколения — автомобиля, созданного в конце 80-х — начале 90-х годов. К моменту разработки Chery ему уже исполнилось десять лет. На момент начала продаж в Китае он уже был снят с производства в Европе.
Дизайн автомобиля, разработанный известным итальянским дизайнером Джорджетто Джуджаро, был минималистичным, но при этом отличался просторным салоном и огромным багажником. Он быстро стал фаворитом среди бюджетных китайских потребителей. Такие модели, как Cowin 2, созданные на основе этого дизайна, оставались в производстве до 2016 года. Несмотря на популярность, спрос на них начал снижаться, поскольку на китайском рынке появились более современные и интересные альтернативы по той же цене.
Chery Amulet 2006–2008
С 2006 по 2008 год Chery Amulet собирался на калининградском заводе «Автотор». В 2007 г. автомобиль Amulet был подвергнут краш-тесту газеты «Авторевю» — результат оказался катастрофическим, и многие покупатели после этого отказались от его приобретения. Несмотря на низкий рейтинг безопасности и низкую коррозионную стойкость, в 2010–2012 годах Chery Amulet пережил всплеск продаж в России и стал выпускаться на ТагАЗе под названием Vortex Corda. Специально для РФ был создан бренд Vortex, под которым на Таганрогском заводе собирались седан Estina (ребрендинг Chery Fora) и кроссовер Tingo (Chery Tiggo). Из трех ведущих моделей Vortex наименьшим спросом пользовался лифтбек Corda — стало ясно, что этой модели нечего предложить России.
Хит для Chery: Tiggo
На рубеже прошлого десятилетия компания Chery произвела фурор, выпустив кроссовер Tiggo. Это была откровенная копия Toyota RAV4 второго поколения, но с 5-дверным кузовом. С тех пор китайский «Равик» пережил несколько обновлений и смен названий (Tiggo FL, Tiggo 3, Vortex Tingo). Для многих россиян это был первый (а иногда и единственный) кроссовер, который они могли себе позволить. Низкая цена стала решающим фактором. К сожалению, модель покинула наш рынок только в 2020 году, когда Chery начала переходить в более высокотехнологичную эру.
Кроссоверы Chery совершают революцию на российском автомобильном рынке
В 2019 году на российском рынке появились два новых кроссовера Chery: субкомпактный Tiggo 4 и компактный Tiggo 7. Эти автомобили отличались улучшенными потребительскими качествами, элегантным и комфортным управлением. Хотя и были некоторые недостатки, но они не бросались в глаза. Как следствие, бывшие владельцы автомобилей корейских, японских и европейских марок стали массово переходить на Chery.
Всплеск продаж усилился после кризиса 2014 года, когда произошла резкая девальвация рубля. К 2021 году было продано 37 118 автомобилей по сравнению с 18 139 в 2014 году. Еще более впечатляющим является рост в 2019 (6 358 автомобилей) и 2020 годах (11 452 автомобиля).
Chery запускает бренд Exeed в России
В 2020 году компания Chery представила на российском рынке премиальный бренд Exeed. Первоначально модель была представлена как Cheryexeed для большей привлекательности для российского рынка, но в конце лета 2020 г. она вернулась к первоначальному китайскому варианту — просто Exeed. С тех пор эти автомобили продаются как через собственную дилерскую сеть, так и через российские потребительские сайты. В настоящее время Chery и Exeed являются двумя отдельными компаниями.
Российский спрос на китайскую роскошь
Стало очевидным, что в России растет спрос на китайские предметы роскоши, а нынешние геополитические события, произошедшие в феврале этого года, только усилили эту тенденцию. В условиях, когда европейские, американские и японские бренды премиум-класса покидают страну, граждане обращают свое внимание на более дорогие «китайские» товары.
В компании Chery быстро сориентировались, что на сокращающемся российском рынке могут появиться новые китайские бренды. Осенью этого года первой будет запущена марка Omoda, созданная специально для российского рынка. Она будет относиться к «высокому среднему классу», располагаясь где-то между Chery и Exeed. Следом за ним появится долгожданный молодежный бренд Jetour, также ориентированный на российский рынок.
Jetour: Бренд, запущенный в Китае с уклоном на молодежный кроссовер
Компания Jetour была запущена в Китае в 2018 году с целью привлечь молодую аудиторию и сохранить относительно доступные цены. Марка оказалась успешной: в 2019 году было продано более 130 000 автомобилей, а в 2021 году — более 150 000. Однако Chery ставит перед собой амбициозные цели и недавно объявила о переформатировании Jetour.
Другие бренды, созданные Chery
В 2009 году компания Chery также запустила три новых бренда: Karry, Rely и Riich. К сожалению, из-за отсутствия ясности в позиционировании и распыления ресурсов Rely и Riich были закрыты в 2012 году. Компания Karry выжила, но с тех пор сократила производство в основном легких грузовиков и микроавтобусов.
Qoros: Китайско-израильское автомобильное предприятие
В 2007 г. компания Chery объединилась с израильской корпорацией и ее подразделением Kenon, создав компанию CQAC (Chery Quantum Automotive Corporation) с целью завоевания европейского, китайского и, в конечном счете, мирового рынков. В 2011 г. компания и ее автомобильная марка были ребрендированы в более гармонично звучащее название «Qoros». Семейство компактных автомобилей Qoros было разработано с нуля. Модель Qoros 3 была представлена на Женевском автосалоне 2013 года и получила положительные отзывы СМИ и потенциальных покупателей. 5-звездочный рейтинг безопасности Euro NCAP еще больше повысил его привлекательность, но что-то пошло не так.
Борьба Qoros в Европе и Китае
Компания Qoros столкнулась с трудностями при быстром создании дилерской сети в Европе, в результате чего было продано лишь небольшое количество автомобилей. Кроме того, качество производства было далеко не удовлетворительным, поскольку оно было организовано в Чанше (Китай). Еще хуже обстояли дела с продажами автомобилей в самом Китае.
В 2014 г. компания Chery решила создать дочернюю компанию Cowin Auto, ориентированную на нижний сегмент китайского рынка, в частности на молодых людей из провинциальных городов с меньшим бюджетом.
Обновленный модельный ряд Cowin
В июле этого года было объявлено о ребрендинге марки Cowin с полным обновлением модельного ряда. Это приведет к более четкому отличию от моделей Chery, а с 2024 года в линейке Cowin появится уникальный дизайн от бельгийского автодизайнера Лоуи Вермерша, бывшего сотрудника знаменитого ателье Pininfarina. Только время покажет результаты этого начинания.
Chery и Jaguar Land Rover объединили усилия
В 2012 г. компания Chery и британская компания Jaguar Land Rover (принадлежит индийской Tata Motors) заключили партнерство с целью производства британских автомобилей в Китае. В 2014 г. началось производство, причем британская сторона контролировала операционную деятельность и производство.
Альянс Chery с элитным брендом способствовал укреплению имиджа китайской компании.
Попытки Chery выйти на рынок США
В 2007 г. компания Chery попыталась выйти на американский рынок через партнерство с Chrysler, рассчитывая продавать субкомпакты A1/Kimo как Dodges. Этот план был быстро отменен, как сообщается, из-за низкого качества китайских автомобилей. В 2019 г. калифорнийский стартап HAAH Automotive Holdings пытался вывести автомобили Chery на американский рынок, производя модели Exeed под брендом Vantas и кроссоверы Chery под брендом T-GO. Это начинание было остановлено из-за пандемии, хотя некоторые полагают, что здесь сыграла роль амбициозность руководства HAAH. Однако в этом году автомобили Chery стали поставляться в Мексику, где они продаются под маркой Chirey.
Доля Chery на рынке электромобилей
Компания Chery, возможно, и не обладает такими высококлассными электромобилями, как Tesla, но она по-прежнему занимает прочное место в сегменте китайских электромобилей. По данным CleanTechnica, компания Chery контролирует 4,8% рынка, занимая четвертое место после BYD, SAIC и Tesla.
Их успех обусловлен в основном небольшими и дешевыми электромобилями, такими как eQ1 и QQ Ice Cream. В первом полугодии 2020 г. в Китае было продано 46 914 единиц модели eQ1, а QQ Ice Cream — 54 097 единиц за тот же период.
Возвращение в Россию
После распада ТагАЗа компания Chery начала выпускать свои автомобили на черкесском «Дервейсе», но после его закрытия прекратила производство, временно переехав на калининградский «Автотор». Несмотря на то, что вопрос о создании производства Chery в России рассматривался неоднократно, оно так и не было создано. В августе в очередной раз обсуждалась необходимость локализации производства в России, но компания Chery так и не вложила в это средства из-за успеха экспорта из Китая.
Комментарии закрыты.