Неправильное давление в шинах может доставить немало головной боли водителю. Шина — это единственная часть автомобиля, которая соприкасается с дорогой, и давление в ней является ключевым показателем ее состояния. Правильное давление влияет не только на экономию топлива, но и на безопасность.
Давление в шинах: Важный момент
Обычно производители автомобилей рекомендуют поддерживать давление в шинах в пределах от 2,0 до 2,8 атм. Однако бывают случаи, когда это правило приходится нарушать. Важно проверять давление в шинах не реже одного раза в месяц. Для этого существует несколько способов.
Мы понимаем, почему так важно поддерживать оптимальное давление и как оно влияет на общую производительность автомобиля.
Давление в шинах: последствия неправильной накачки
Воздух, находящийся в резине шины, оказывает давление на ее внутреннюю поверхность. Когда шины накачаны должным образом, они более устойчивы, обеспечивают лучшие ходовые качества и более безопасны в эксплуатации. Но если давление слишком низкое или шины перекачаны, владелец автомобиля подвергается ряду рисков. Начиная от необходимости покупки новых шин и заканчивая возможностью попасть в аварию.
Низкое давление в шинах: Проблемы и опасности
Недостаточно накачанные шины — это шины, давление воздуха в которых ниже рекомендуемого значения. В этом случае пятно контакта резины с дорогой увеличивается, что приводит к повышению трения или сопротивления качению. Видимыми признаками этого могут быть изношенность внешнего края протектора. Кроме того, повышенное трение с дорожным полотном может привести к перегреву, скольжению или даже разрыву шины. К другим проблемам, связанным с пониженным давлением в шинах, относятся:
Давление в шинах выше нормы
Из-за чрезмерного давления в шинах, превышающего рекомендуемые производителем значения, уменьшается пятно контакта шины с дорогой. В результате большая часть трения с дорогой приходится на центральную часть шины. Это может привести к:
-
Чрезмерному износу;
-
Снижению скорости реакции автомобиля на действия водителя;
-
Снижение топливной экономичности из-за увеличения сопротивления;
-
Повышение риска аквапланирования.
Высокое давление в шинах может быть очень опасным
При слишком высоком давлении автомобиль становится более чувствительным к неровностям дороги, что может привести к разрушению шины. Кроме того, это может привести к:
- Плохое управление автомобилем при движении на высоких скоростях и в поворотах;
- Более жесткая подвеска, неспособная поглощать неровности;
- Увеличение тормозного пути (особенно на мокрой или обледенелой дороге).
Риск разрыва повышается
Признаки неправильного давления воздуха:
- Свист при резких поворотах и на малых скоростях.
- Если одно колесо опускается, автомобиль тянет в одну сторону на улице.
- При быстрых поворотах просевшее колесо «отдает» — может быть звук или это чувствуется.
Давление в шинах
К последствиям перекачки шин относятся:
-
Автомобиль становится неустойчивым при движении по прямой;
-
Вибрация при движении по неровной поверхности;
-
В поворотах больше ощущается боковая кромка колеса;
-
У Вас может возникнуть ложное ощущение, что автомобиль вдруг стал ехать лучше.
Оптимальное давление в шинах
Для каждой модели автомобиля производитель устанавливает рекомендуемое давление в шинах. Этот показатель зависит от массы автомобиля, скорости движения, количества пассажиров (полная или частичная загрузка) и массы вещей, находящихся в багажнике.
Информация о давлении в шинах
Информация об оптимальном давлении в шинах может быть указана в руководстве по эксплуатации автомобиля или на одном из знаков/наклеек во внутреннем пространстве. Она может быть расположена:
-
На раме или пороге двери водителя;
-
На дверце перчаточного отделения;
-
На задней части крышки бензобака;
-
На двери багажника.
Таблица измерения давления в шинах
Таблицу измерения давления в шинах можно также найти в руководстве или на наклейке.
Пересчет единиц измерения давления в шинах
В России давление в шинах обычно измеряется в кг/см2 (или атмосферах) и барах (бар). Эти два показателя настолько близки по значению, что их часто используют как взаимозаменяемые: 1. 1 бар = 0,986923 атм. Что касается иномарок, то чаще используется psi (фунты на квадратный дюйм): 2. 1 psi = 0,068948 бар; 3. 1 бар = 14,5 psi.
Давление и температура в шинах
Производители автомобилей могут отображать давление в двух измерениях — бар и psi. Это избавляет от необходимости производить расчеты вручную, так как значение можно найти в онлайн-калькуляторе или в таблице популярных значений.
Давление в шинах летом и зимой
Изменение температуры может сильно повлиять на давление в шинах. При понижении температуры давление в шинах также снижается. При снижении температуры на 10°C давление в шинах обычно уменьшается на 0,07–0,14 бар или на 1–2 фунта на квадратный дюйм.
Рекомендации по давлению в шинах
Для летних шин рекомендуемое давление обычно указывается производителем. Но для подстраховки зимой эксперты рекомендуют увеличить это давление на 0,2 бар. Также рекомендуется проверять и регулировать давление в шинах в зависимости от температуры наружного воздуха. В холодное время года шины лучше накачивать на улице, а не в гараже. Перед накачиванием летом следует убедиться, что на одни шины не попадали прямые солнечные лучи, а другие находились в тени.
Когда следует регулировать давление в шинах?
Иногда давление в шинах необходимо корректировать в зависимости от обстоятельств. Например, если автомобиль имеет максимальную грузоподъемность или буксирует прицеп, то идеальное давление должно быть указано производителем автомобиля. Но в других ситуациях, которые не укладываются в рамки обычного, особенно если автомобиль использовался в основном для езды по городу, эксперт Татьяна Елисеева изучила наиболее распространенные из них.
Длительная поездка по шоссе
Длительная поездка по шоссе может привести к нагреву колес, особенно в летнее время. Поэтому перед отправлением в путь важно следовать инструкциям производителя. Мы никогда не знаем, что встретится нам в пути — от ямочного ремонта дороги до сильного дождя, и для каждого из этих сценариев существуют свои рекомендации.
Спортсмены могут корректировать свои настройки по мере ознакомления с трассой, а инженеры — изменять конфигурацию в соответствии с требованиями. Однако для обычного водителя лучше всего выбрать средний вариант.
Внедорожные шины: Нагрузка и ее пределы
При движении по бездорожью шины должны быть хорошо накачаны, особенно при движении по песчаным поверхностям. Вопрос в том, как долго? Безопасное давление составляет 0,7 атм, однако неопытный водитель может легко сорвать шины неуклюжим движением. А если оператор резко повернет руль, например, пытаясь вернуться на трассу, то шина может слететь с обода. Такие инциденты случаются довольно часто.
Подкачка колес
Когда температура воздуха на улице близка к нулю, необходимо немного подкачать колеса, чтобы избавиться от осадка или воды в центральной зоне контакта. Это обеспечит нормальную работу протектора и предотвратит забивание его снегом, что приведет к значительному сокращению тормозного пути и снижению эффективности сцепления. Это относится к новым колесам, таким как «липучки» и шипованные. Очистка колес также необходима для оптимальной работы.
Колеса изношены, но приемлемы для зимних шин
Если колеса автомобиля изношены, но при этом имеют достаточную для зимних шин глубину протектора — 4 мм, нет смысла ожидать от них нормальной работы. Такой малой глубины недостаточно для выталкивания снега. В этом случае следует уменьшить давление в колесе, чтобы увеличить пятно контакта.
Загруженная машина
При движении по проселочным дорогам следует учитывать общую массу автомобиля. Давление следует регулировать в зависимости от нагрузки — точные цифры можно найти на центральной стойке кузова. Как правило, чем выше нагрузка, тем больше давление в задних колесах.
Езда по разбитой дороге
Пренебрежение поврежденным дорожным полотном может привести к серьезным последствиям, таким как грыжи, разрывы и повреждение шин. Чтобы избежать этого, при движении по пересеченной местности лучше всего поддерживать давление в шинах в соответствии с указаниями производителя или немного увеличить его.
В горных районах
Наибольшее влияние на изменение поведения колеса оказывает не падение давления из-за высоты над уровнем моря, а наличие многочисленных резких поворотов и длительных торможений. Это приведет к нагреву шины от нагрузок и работы тормозных систем. Таким образом, ошибочно полагать, что из-за низкого давления необходимо увеличивать давление в шине, поскольку гораздо большее влияние оказывает температура колеса.
Проверка давления в шинах
Чтобы убедиться в том, что шины правильно накачаны, рекомендуемый уровень давления следует проверять в холодном состоянии. Это означает, что автомобиль не находился в движении не менее 3 часов или менее 1,6 км (одной мили). Вы можете проверить давление самостоятельно или посетить станцию технического обслуживания. Для самостоятельной проверки можно воспользоваться пневматическими насосами на заправочных станциях или приобрести манометр. Существует три типа этих измерительных приборов:
Опции контроля давления
-
Стрелка: Оперативный инструмент с допуском на незначительные ошибки.
-
Электронный: Удобный цифровой дисплей, работающий от батарей.
-
Резервно-шестеренчатые или с выдвижной шкалой: Недорогие и простые в обращении, но не такие долговечные, как другие.
-
Колпачки для контроля давления: Эти специальные колпачки можно установить на каждый ниппель. Работают они следующим образом: верхняя часть прозрачна и отображает три цвета в зависимости от уровня давления:Зеленыйозначает нормальное давление,Желтый— колесо снижается, аКрасный— давление превысило предел.
Автоматическая система контроля давления в шинах
Автоматическая система контроля давления в шинах TPMS (Tire Pressure Monitor System) — это самый простой способ контроля давления в шинах. Подавляющее большинство выпускаемых сегодня автомобилей оснащены этой системой, а в некоторых странах ее установка даже обязательна перед выпуском автомобиля с завода. Электронные компоненты системы фиксируют любые изменения давления в шинах, и если оно падает ниже рекомендуемого уровня, то на приборной панели автомобиля появляется соответствующее предупреждение.
Типы систем контроля давления в шинах (TPMS)
-
Прямая система TPMS: в этой системе датчики давления находятся в каждой шине, а бортовой компьютер показывает точное давление воздуха.
-
Косвенная система TPMS: эта система измеряет размер колеса и расстояние, которое оно проходит за один полный оборот. Если этот показатель смещается, система предупреждает водителя о проблеме, но не дает точных показаний давления воздуха.
Проверка давления в шинах
Необходимо регулярно следить за давлением в шинах. Автомобильные компании рекомендуют проверять давление не реже одного раза в две недели, но не реже одного раза в месяц. Даже при самых благоприятных условиях эксплуатации шины ежемесячно теряют примерно 0,069 бар или 1 фунт на квадратный дюйм.
Нелишним будет проверить давление перед и после длительной поездки, а также при резком изменении температуры (например, при первых заморозках или сильной жаре). То же самое касается замены шин или перевозки груза.