Октановое число топлива — это показатель его устойчивости к взрыву при сжатии. Чем выше октановое число, тем сильнее топливо может сжиматься без детонации. Это означает, что если двигатель хочет получить от топлива больше энергии, то топливо должно быть сжато сильнее. Для защиты от преждевременной детонации бензин разрабатывается с более высоким октановым числом. Чем выше степень сжатия топлива в двигателе, тем важнее использовать топливо с более высоким октановым числом.
Влияние октанового числа на скорость потока
Рассмотрим типовой двигатель современного легкового автомобиля. Степень сжатия топлива в этом двигателе не зависит от вида топлива, а определяется исключительно геометрическими коэффициентами (Vc+Vh)/Vc, как показано на рисунке. На мощность двигателя влияет только энергия, выделяемая при сгорании топлива.
Так отличается ли энергия сгорания 95-октанового бензина от энергии сгорания 92-октанового? По данным Википедии, теплота сгорания бензина составляет 42–44 МДж. Даже если предположить, что 42 относится к 92-октану, а 44 — к 95-октану (что не всегда верно — существуют также 80-октановый и 98-октановый варианты), то невозможно предположить, что 95-октан увеличивает мощность на 15%.
Абстрактный двигатель и бензин
Наш абстрактный двигатель по-разному реагирует на различные марки бензина. Если степень сжатия находится в пределах 6–8, то достаточно 76/80 октанового бензина — он не будет преждевременно детонировать в цилиндрах. Однако если в двигатель со степенью сжатия 8–9 залить 80-й бензин, то он взорвется раньше, чем искра от свечи успеет его воспламенить, что сделает его бесполезным. Если использовать 98-й бензин, он не будет детонировать раньше времени, но после воспламенения будет сгорать слишком медленно — из-за того, что он рассчитан на более высокую степень сжатия,— что приведет к выходу несгоревшего топлива из выхлопной трубы и повреждению клапанов.
«Мозг» современных двигателей
Современные двигатели оснащены «мозгами», позволяющими определять момент воспламенения топлива в цилиндре. При использовании топлива с более низким октановым числом оно воспламеняется раньше, что приводит к увеличению расхода и заметному снижению мощности двигателя. И наоборот, при использовании топлива с более высоким октановым числом эффективность работы двигателя снижается из-за увеличения времени сгорания топлива, расход увеличивается, а характеристики двигателя могут пострадать, как при использовании «родного» топлива.
Влияет ли октановое число на расход топлива?
Если заправлять автомобиль бензином с октановым числом ниже рекомендуемого, то расход топлива увеличится. Если использовать топливо с более высоким октановым числом, то расход не обязательно снизится, но может и увеличиться.
Например, если двигатель рассчитан на бензин с октановым числом 95, то при использовании топлива с октановым числом 92 расход увеличится. Однако если двигатель рассчитан на 92-октановое число, то использование 95-октанового числа не даст никаких преимуществ.
Возможные последствия недооценки октанового числа
Производитель автомобиля может занижать октановое число топлива, чтобы привлечь больше покупателей, поэтому стоит обратить внимание на степень сжатия двигателя, чтобы понять, стоит ли платить за более высокооктановый бензин и не получить эффект плацебо. Недооценка минимального октанового числа может привести к самым разным последствиям. Например, я заметил, что после каждой заправки (я использую 95-й) моему автомобилю не хватает мощности на первые несколько километров. Это происходит потому, что компьютер не разобрался, какой бензин залили в бак, и вернулся к стандартному 92-му, то есть перешел на раннее зажигание.
Более пристальный взгляд на топливо
95-ecto, 95-G-drive и т. д. — когда они обеспечивают большую мощность, это не связано с октановым числом, которое остается неизменным на уровне 95. Напротив, это может быть связано с увеличением теплоты сгорания, вязкости, типа и количества выделяемых газов, а также скорости сгорания (все это можно улучшить с помощью присадок).
Перефразированный текст
Нефтяники неохотно разглашают эту информацию, поэтому трудно сказать, что именно. Я предполагаю, что это комбинация того и другого.
По-видимому, некоторые виды такого бензина могут удалять осадок из бензобака, что позволяет предположить наличие элементов варианта 2. Только учтите, что это может привести к попаданию отложений непосредственно в двигатель.
Способы определения октанового числа
В разных странах существуют свои способы определения октанового числа бензина. В США октановое число обычно составляет около 90–92, в то время как в других странах оно равно 95. Если в инструкции к автомобилю американского производителя указано 92-октановое число, то, перейдя на 95-октановое, вы сможете наблюдать улучшение всех характеристик, как было предложено выше. Топливо для этого автомобиля можно сравнить с нашим 95-октановым. По степени сжатия можно определить, не занизил ли производитель требования.