Бензин АИ-92 не является одиночным элементом, так как состоит из множества элементов, поэтому не существует единой рецептуры, которая могла бы определить его характеристики. Более того, на свойства готового продукта сильно влияют содержащиеся в нем присадки. Поэтому для простоты мы будем говорить об обычной марке бензина — АИ-92.
Идентификация информации о марке топлива
Чтобы понять, что означают цифры и буквы в марке топлива, необходимо обратить внимание на степень огнестойкости газа. Чем больше цифра, тем более защищен продукт от самовозгорания, а значит, снижается риск воспламенения без открытого пламени. О детонационной опасности мы поговорим чуть позже, а сейчас вернемся к марке. Буквы «А» и «I» означают, что бензин предназначен для автомобилей, а октановое число определяется опытным путем.
Самопроизвольное воспламенение бензина: Опасное явление
Возможность самовозгорания бензина представляет серьезную опасность для двигателей. Оно может привести к фатальной детонации, проявляющейся в посторонних шумах. Но самовоспламенение бензина АИ-92 может вызвать гораздо более серьезные разрушения. Сила детонационной волны способна разрушить масляную пленку, защищающую двигатель от перегрева, разорвать поршневые кольца и цилиндры. Это также может привести к образованию нагара в камере сгорания, что может нарушить работу двигателя и привести к поломкам.
Октановое число зависит от
Октановое число бензина, получаемого из сырой нефти, может варьироваться от 40 до 60 единиц. Его устойчивость к детонации достаточно низкая, поэтому для ее повышения в состав бензина вводятся присадки. Кроме того, процессы переработки нефти позволяют повысить октановое число сырого бензина за счет увеличения количества разветвленных и циклических углеводородов.
Два способа определения октанового числа
В настоящее время существует два различных подхода к расчету октанового числа. Оба они дают разные результаты при анализе образца. Первый из них известен как исследовательский (ГОСТ 8226), а второй — как моторный (ГОСТ 511/82). В первом случае в лабораторных условиях сравниваются два образца: контрольный и экспериментальный. Второй предполагает использование одноцилиндрового двигателя для измерения степени сжатия в реальном времени.
Сравнение октанового числа в разных странах
В России стандартом для определения октанового числа является исследовательский метод. В США, напротив, берется среднее значение из двух величин.
Температура кипения бензина АИ-92
Поскольку АИ-92 состоит из различных компонентов, температура кипения не является фиксированной. Легкие фракции начинают кипеть при 33°С.
Кипение бензина и работа двигателя
Производители разделяют кипение бензина на различные уровни в зависимости от количества перегоняемого топлива. Этот процесс начинается с начала кипения, когда сгорело 10%, 50% и 90% и достигнута точка полного испарения топлива. Полученные в результате этого значения оказывают непосредственное влияние на работу двигателя. Легкие фракции влияют на температуру, при которой начинают кипеть и сгорать начальные 10% бензина, что, в свою очередь, сказывается на пусковых характеристиках двигателя. Чем ниже этот порог, тем легче запустить двигатель при низких температурах. По этой причине зимние сорта содержат больше легких фракций.
Кипящее топливо: проблема прошлых лет
Много лет назад было известно, что двигатели перегреваются из-за кипения топлива. Образовавшиеся паровые пробки отключали двигатель, и мы оставались ждать, пока он остынет.
Рабочая фракция
Примерно 50% объема топлива называется рабочей фракцией. Она влияет на время прогрева, а также на изменение режимов работы двигателя.
Тяжелые фракции
Тяжелые фракции отвечают за 50–90% температуры кипения бензина. Чем ниже температура, тем более равномерно и полно сгорает топливо в цилиндрах. Слишком высокая температура кипения приводит к образованию конденсата на стенках камеры, что приводит к образованию углеродистых отложений, которые смывают масляную пленку. Это сокращает срок службы двигателя и увеличивает расход топлива.
ГОСТ
Согласно ГОСТу, оптимальная температура кипения тяжелых фракций должна составлять 180°С.
Различия между Gorenje и Flash AI-92
Gorenje — это тип горения, а Flash AI-92 — воспламенение. Горение происходит при воздействии тепла и кислорода на горючий материал, в то время как вспышка АИ-92 возникает при резком увеличении концентрации паров бензина в воздухе от 0,8 до 8% по объему.
Важно помнить, что для воспламенения необходимо, чтобы концентрация бензина находилась в нужном диапазоне. Если концентрация слишком мала, воспламенение не произойдет из-за недостаточного количества горючего материала. Если концентрация слишком высока, реакция не начнется из-за недостатка кислорода.
Не путайте вспышку с самовоспламенением
Для самовоспламенения не требуется никакого огня для детонации. Существует лабораторный метод определения температуры вспышки, который заключается в наливании бензина в емкость, помещенную над тиглем. При повышении температуры на 1 градус зажигается источник пламени. Температура вспышки регистрируется, когда огонь становится видимым.
Вопреки мнению многих, температура горения газа — это температура, которую он создает при горении. Она сильно зависит от условий, в которых происходит горение. В двигателе выделяемое тепло достигает 900–1100°C. Однако при сжигании бензина на открытом воздухе температура не превышает 900°C. Скорость сгорания газа определяется окружающей средой.
Октановое число и его влияние
Октановое число влияет не только на способность бензина начать гореть без искры, но и на скорость горения топлива Gorenje. Чем медленнее скорость горения, тем дольше толкается поршень. Соответственно, в этой ситуации повышается КПД.
Меры безопасности при хранении бензина
Что происходит при длительном хранении?
Бензин: Воспламеняется, но не легко воспламеняется
Несмотря на свою высокую горючесть, бензин при хранении больше подвержен разложению, чем горению. На самом деле риск детонации бензина не так велик, как можно было бы предположить,— конечно, при условии, что вы не играете со спичками рядом с ним. Более того, при длительном хранении топлива часть его октансодержащих веществ испаряется, что снижает его качество и, соответственно, способность к эффективному горению. Однако это не изменит его основных свойств.
Хранение бензина
При контакте с воздухом бензин подвержен окислению, что приводит к образованию смолистого осадка после сгорания. При длительном хранении этот осадок может засорить фильтры топливной системы. Для безопасного хранения рекомендуется использовать не пластиковые, а металлические (алюминиевые или стальные) канистры, так как они более надежны и отводят статическое электричество, которое может привести к искрению и возгоранию. При хранении бензина необходимо соблюдать герметичность, так как неплотно закрытые емкости могут привести к испарению компонентов, а из-за текучести топлива оно может просочиться в мельчайшие щели. Пролитый бензин может быть очень опасен, поэтому важно помнить о мерах предосторожности.
Условия сохранения
Нагрев нежелателен для газа по двум основным причинам. Во-первых, оно приводит к повышенному испарению топлива. Во-вторых, окисление газа при более высоких температурах происходит интенсивнее. Поэтому лучше хранить канистры в прохладных помещениях с температурой не выше 15°C.
Снижение вероятности окисления
Для того чтобы свести к минимуму вероятность окисления, необходимо следить за тем, чтобы в канистре было как можно меньше воздуха. Поэтому рекомендуется заполнять ее на 95%. Это также позволяет избежать образования конденсата на стенках, который вызывает коррозию и со временем разрушает канистру.
Освещенность
Вопреки распространенному мнению, количество хранящегося бензина не зависит от освещенности. Запрет на нахождение резервуаров под прямыми солнечными лучами связан лишь с тем, что топливо может перегреться и испариться.
Пожароопасность
Поскольку при нормальном давлении бензин воспламеняется при температуре свыше 255°C, необходимо соблюдать осторожность при хранении его вблизи открытого огня. Во избежание пожара не следует использовать емкости, в которых может накапливаться статическое электричество. Кроме того, необходимо следить за тем, чтобы емкости были плотно закрыты. Несмотря на то, что достичь концентрации паров, необходимой для горения, сложно, бензин все же может воспламениться.