Раскоксовка — это процесс, направленный на освобождение деталей двигателя (в основном маслосъемных поршневых колец и дренажных каналов поршня) от остатков (лака, нагара, шлама). Его целью обычно является снижение расхода масла и дыма из выхлопной трубы, а также восстановление компрессии, расхода топлива, мощности двигателя, устранение детонации и ненормальных вибраций.
Диагностика коксования в двигателях
Проблема закоксовывания может быть решена только в том случае, если оно вызывает сбои в работе двигателя или иным образом влияет на его эксплуатационные характеристики. Для определения этого необходимо провести диагностику, которая обычно включает в себя:
- Видеоэндоскопию цилиндров для определения степени износа цилиндро-поршневой группы. Очень важно осмотреть стенки цилиндра по всему периметру в поисках признаков износа или повреждения. Без соответствующего эндоскопа «шнурки» осматривают только днище поршней, что дает минимальную информацию о цилиндрах. Масляные пятна, которые не может стереть маслосъемное кольцо, могут быть заметны и указывать на коксование при отсутствии признаков значительного износа. Если эндоскоп имеет функцию поворота камеры, то можно также осмотреть верхнюю часть камеры сгорания и обнаружить просачивание маслосъемного колпачка.
Видеоэндоскопия турбомоторов
Состояние турбины тщательно контролируется с помощью видеоэндоскопии. При этом выявляются повреждения лопаток и корпуса, а также несоосность валов и наличие масла.
Измерение компрессии
Компрессионное давление измеряется для оценки состояния компрессионных колец и, косвенно, маслоудаляющих свойств.
Система вентиляции картера
Система вентиляции картера исследуется на предмет наличия следов масла или отложений.
Осмотр масляной системы
Мы хотим убедиться, что в масляной системе нет отложений. Чтобы обеспечить качественную очистку, после проведения коксования мы осмотрим камеру сгорания. Для демонстрации приведем несколько снимков нашей работы.
Эффективное коксование
Наша цель — эффективно очистить детали двигателя от отложений. Для этого необходимо обеспечить контакт химического состава для коксования с этими деталями.
Мощная химия: Ключ к декоксованию
Для успешного проведения де-коксования необходимо иметь мощную химию в достаточном количестве и с достаточной продолжительностью действия. Короче говоря, необходимо использовать сильный химический раствор, нанести его на участки, требующие очистки, и держать его там достаточно долго, чтобы убедиться, что он работает.
Существуют три методики применения химических препаратов для снятия кокса:
Очистка деталей двигателя
Процесс очистки деталей двигателя заключается в том, что через свечные колодцы (или форсунки) заливается химический состав и выдерживается в течение заданного времени. При таком способе очистки обычно очищаются днище поршня, поршневые кольца и их канавки, поршневой дренаж, верхняя часть камеры сгорания, клапаны и плоскости их прилегания.
Кроме того, тот же химический состав заливается в масло и циркулирует по масляной системе во время работы двигателя. Это способствует очистке масляной системы, всех поверхностей, на которые попадает масло, его удалению, а также, хотя бы частично, компрессионных колец и поршневого дренажа.
Впрыск химических веществ
Химические вещества впрыскиваются в топливо, днища поршней, компрессионные кольца, клапаны и верхнюю часть камеры сгорания для ее очистки. Однако маслосъемные кольца при этом методе не очищаются, поэтому ни очистки водорода, ни снижения расхода масла не происходит. Поэтому все, кто говорит вам обратное, поступают нечестно. Этот метод полезен только для предотвращения образования отложений в камере сгорания, а также для поддержания ожидаемой компрессии и чистоты форсунок прямого впрыска.
Использование цилиндров
Наиболее эффективным способом решения большинства проблем, связанных с коксованием, является использование цилиндров. Эта стратегия обеспечивает полную ревитализацию в сочетании с мощной химией. Кроме того, при правильном применении она максимально безопасна, особенно по сравнению с масляной системой, которая может привести к повреждению масляного насоса и балансировочных валов при накоплении в ней абразивных частиц.
Заправка через масляную систему является целесообразной
В случае большого количества отложений в масляной системе, а также в двигателях оппозитного исполнения и двигателях, имеющих ограниченный доступ к цилиндрам из-за их конфигурации, целесообразно заправлять топливо через масляную систему. В качестве примера можно привести дизельные двигатели, некоторые V-образные двигатели, а также двигатели, доступ к цилиндрам которых затруднен из-за трудносъемного впускного коллектора.
Разнообразные рецептуры кока-колы
При выборе продукта для коксования существует широкий спектр возможностей с точки зрения производительности и безопасности. Многие сильнодействующие растворы могут сдирать краску с деталей двигателя, таких как поддоны и крышки, что приводит к засорению маслоприемника и, в конечном итоге, к выходу двигателя из строя. Кроме того, при неправильном или многократном применении некоторые составы могут вызвать химическое повреждение гильз цилиндров GZox и Mitsubishi Shumma, что приводит к образованию питтингов на стенках цилиндров.
Неэффективность обычных составов
Большинство обычных составов, используемых для очистки маслосъемных колец, неэффективны и не дают длительного результата. Это подтверждается еще и тем, что они не способны даже осушить поршни.
Выбор инструмента
Полноценная диагностика доступна лишь в некоторых местах. Чаще всего при проблемах с расходом масла двигатель либо разбирают и ремонтируют, либо заменяют маслосъемные колпачки. Однако это не всегда экономически целесообразно. Кроме того, часто рекламируется водородная очистка, которая, хотя и привлекательна по цене, часто оказывается бесполезной и приводит к истощению денежных средств.
Причины коксования и способы его предотвращения
Основной причиной коксования является нечастая замена масла. Необязательно менять моторное масло в соответствии с рекомендациями производителя (обычно это интервалы замены масла в 15 000 км, независимо от условий эксплуатации и климата). При таком подходе вы можете получить масляный нагар, который якобы допустим в определенных количествах, часто в течение гарантийного срока, а также каждые 5 000, 7 500 или 10 000 км в зависимости от типа езды (город или трасса). Чтобы избежать подобной ситуации, необходимо придерживаться предписанных интервалов замены масла.
Замена масла необходима
Температура вспышки отработанного масла быстро ухудшается, и оно быстрее воспламеняется. Это связано с тем, что щелочи, содержащиеся в масле, исчерпаны, и оно не способно противостоять коррозии и образованию нагара. Своевременная замена масла — наиболее эффективный способ избежать закоксовывания двигателя и связанных с этим проблем.
Следите за своевременной заменой масла
Не затягивайте с заменой масла. Кроме того, регулярно прокручивайте двигатель до полной остановки — это обеспечит его чистоту.