Опасное вождение в ПДД вопросы и ответы

Летом 2016 года органы исполнительной власти ввели запрет на агрессивное вождение. Несмотря на это, наказание за опасное вождение в течение длительного времени не вводилось. Давайте разберемся, какие правовые последствия влечет за собой опасное вождение и как избежать наказания за него в 2023 году!

Что такое «Закон об опасном вождении»?

Опасное вождение регулируется различными статьями и пунктами Административного кодекса и Правил. Как правило, опасным вождением считается любое поведение за рулем, которое считается небезопасным или неосторожным.

Как избежать наказания за опасное вождение в 2023 году?

Чтобы избежать наказания за опасное вождение в 2023 году, важно всегда соблюдать правила дорожного движения и проявлять осторожность за рулем. Будьте внимательны к другим водителям и пешеходам и никогда не идите на риск, который может поставить под угрозу безопасность окружающих.

Опасное вождение — определение

Определение опасного вождения содержится в разделе 2.7 Правил дорожного движения. Однако приведенное описание не является четким и лаконичным. Точнее говоря, опасное вождение можно охарактеризовать как ряд маневров, совершаемых водителями и представляющих потенциальную опасность для окружающих. К таким маневрам можно отнести:

Переключение полос движения

Переключение полос движения при создании препятствия считается опасным вождением, даже если оно осуществляется в условиях интенсивного движения. Также считается опасным вождение, когда поворот или разворот не является целью, или при попытке объехать препятствие или остановиться.

Несоблюдение дистанции

Несоблюдение необходимой дистанции между транспортными средствами, а также достаточного бокового интервала также считается опасным вождением.

Торможение

Резкое торможение, когда оно не требуется для предотвращения столкновения, также относится к опасному вождению.

Скрытый обгон

Если вы препятствуете проезду другого транспортного средства, вы совершаете опасное вождение. Это действие считается опасным, если оно совершается неоднократно, а также при сочетании двух любых действий. Опасным считается и такое вождение, при котором возможно возникновение дорожно-транспортного происшествия, способного привести к гибели или травмированию людей.

Нарушение Правил дорожного движения

В официальном разъяснении Правил дорожного движения соответствующий пункт выглядит следующим образом:

    1. Водителям запрещается опасное вождение, выражающееся в постоянном совершении одного или нескольких последовательных действий, в том числе: не уступать дорогу автомобилю, пользующемуся преимуществом в движении, менять полосы движения в плотном потоке машин, кроме поворота налево или направо, разворачиваться, останавливаться или объезжать препятствие, не соблюдать безопасную дистанцию до впереди идущего автомобиля, не соблюдать боковой интервал, резко тормозить без необходимости уклонения от столкновения, препятствование обгону транспортного средства, если в результате этих действий водителя создается ситуация, при которой его движение и (или) движение других транспортных средств в том же направлении и с той же скоростью может создать опасность гибели или причинения вреда людям, повреждения транспортных средств, сооружений, грузов или причинения иного материального ущерба.

Небезопасное вождение

С 2023 года опасным вождением будет считаться любое из следующих действий: Многократное резкое торможение; изменение полосы движения без причины; блокирование движения при свободных полосах; препятствование обгону; движение в хвосте; движение слишком близко к боковой поверхности другого транспортного средства. Все эти действия могут привести к столкновению.

Примеры агрессивного вождения

Примерами агрессивного вождения являются:

— Подрезание другого автомобиля; — «Обучение», которое заключается в обгоне другого автомобиля с последующим торможением.

Именно это, скорее всего, имели в виду законодатели, вводя термин «ПДД».

Что не считается опасным вождением?

Некоторые ситуации и маневры по определению не могут считаться агрессивным вождением, в том числе:

Перефразированный текст

Перестроение без сигналов

Перестроение без использования сигналов поворота сопряжено с большим риском.

Поворот из второго ряда

Выполнение поворота из второго ряда, когда это запрещено правилами, является ошибкой, которой следует избегать.

Виляние в пределах полосы

Смещение с одной стороны полосы на другую при наличии разметки — опасная привычка, от которой необходимо избавляться.

Несоблюдение дистанции и бокового интервала

Несоблюдение необходимой дистанции или бокового интервала от впереди идущего или сбоку автомобиля во время движения является недопустимым.

Превышение скорости и разгон

Превышение скорости, а также слишком быстрый отъезд от светофора увеличивают риск аварии.

Штраф за опасное вождение

По состоянию на 30 июня 2023 г. штраф за опасное вождение не установлен, но активно обсуждается. Разработан и принят в первом чтении законопроект о введении штрафа за это нарушение. Это касается любых маневров и нарушений ПДД, не указанных в п. 2.7.

Новое наказание за неосторожное вождение

Предлагаемый законопроект добавляет новую статью в Административный кодекс: Статья 12.38. Все статьи под номером 12 связаны со штрафами за нарушение правил дорожного движения, и самый большой номер в настоящее время — 12.37. Именно по этой статье и будет устанавливаться новая санкция:

Статья 12.38 — Опасное вождение.

Опасное вождение — влечет наложение штрафа в размере 5000 рублей.

Крупный штраф: 5000 ₽

За данное правонарушение не предусмотрено никаких других наказаний: лишение прав, арест, дополнительные штрафы, конфискация имущества.

Предлагаемый штраф за агрессивное вождение был принят в первом чтении и требует еще двух чтений для его официального принятия. Ознакомиться с официальным текстом законопроекта можно по ссылке.

Штраф за опасное вождение с камеры не получить

Похоже, что получить штраф за опасное вождение с камеры будет невозможно. В официальных источниках об этом ничего не говорится, а камеры в 2023 году не настолько совершенны, чтобы зафиксировать такое сложное нарушение. Для назначения наказания необходимо соблюдение двух критериев.

Необходимость аккуратного вождения в опасных ситуациях

В опасных дорожных условиях необходимо за короткий промежуток времени выполнить несколько маневров, которые могут привести к аварии. Камеры не способны зафиксировать помеху, поскольку она обязательно должна быть связана с изменением скорости и/или направления движения того, на кого она воздействует. Как следствие, штрафы за агрессивное вождение камерами налагаться не могут.

Как обеспечить соблюдение запрета?

Несмотря на то, что сотрудник ГИБДД на дороге не может наложить штраф за опасное вождение, запрет остается в силе. Это аналогично другим трудновыявляемым нарушениям, когда сотрудник ГИБДД может только остановить вас и возбудить административное дело. Но он не уполномочен его рассматривать, на это имеет право только его начальник.

Порядок действий сотрудника ГИБДД на дороге

В случае агрессивных маневров, связанных с многочисленными нарушениями правил дорожного движения, сотрудник ГИБДД выполняет следующие действия:

  1. Выявление нарушителя,

    1. Задержание водителя и составление протокола для начала административного производства на основании обстоятельств нарушения, включая фамилию нарушителя, данные сотрудника, дату и время происшествия, место, объяснения водителя.

Шаг 3

Затем инспектор выдает Вам копию протокола, содержащего сведения о месте, дате и времени рассмотрения дела о нарушении Вами правил дорожного движения, после чего Вам разрешается продолжить движение.

Шаг 4

Далее протокол передается непосредственному начальнику инспектора.

Шаг 5

В назначенное время начальник выносит постановление, независимо от того, присутствуете Вы или нет.

Если назначено наказание

Если определено наказание (это штраф за опасное вождение), то либо оно будет вручено Вам, либо доставлено по почте, если Вы не присутствовали на инструктаже.

Критерии опасного вождения

Юридический документ ПДД содержит точные нормы нарушения правил, однако в отношении агрессивного вождения многие детали остаются неясными.

Вопросы об опасном вождении

Какой промежуток времени должен пройти между двумя правонарушениями, чтобы можно было считать вождение опасным? К сожалению, закон не дает ответа на этот вопрос.

Доказательства опасного вождения

Должен ли сотрудник полиции продемонстрировать факт опасного вождения, и если да, то каким образом? В ближайшее время мы рассмотрим этот вопрос более подробно.

Интенсивное движение

Что считать интенсивным движением, при котором перестроение нецелесообразно? В законодательстве 2023 года нет ни стандартов такого уровня загруженности, ни даже его описания. Кроме того, водитель всегда может заявить, что он собирался повернуть или дать задний ход, поэтому это не считается нарушением.

Безопасное расстояние и боковое расстояние

Правила дорожного движения не дают точного ответа на вопрос: «Сколько метров должна быть дистанция?». Стандартных определений безопасности применительно к этим мерам не существует, но есть прецедент: отсутствие ДТП означает безопасность.

Угроза аварии

Наиболее важным фактором является возможность аварии. Если авария не произойдет, можно ли считать это безопасным вождением?

Неутешительные выводы

К сожалению, для водителей ответы на многие из перечисленных вопросов, как правило, оказываются отрицательными. В Административном кодексе сказано, что тот, кто принимает решение, исходит из своих личных убеждений. Если инспектор посчитал, что движение было интенсивным, то водитель был оштрафован. Если инспектор посчитал, что водитель не собирался разворачиваться, он был оштрафован. Даже если инспектор считал, что боковой интервал небезопасен, водителя снова штрафовали. Действительно ли сотруднику ГИБДД необходимо доказывать факт опасного вождения?

Споры о нарушениях в судебной практике 2023 года

Вопрос о других нарушениях, например о непропуске пешеходов, вызвал бурные дискуссии в судебной практике 2023 года. С одной стороны, в судах сложилась практика наложения штрафов и лишения прав исключительно на основании протокола, доверяя слову сотрудника ГИБДД, который давал присягу, больше, чем слову обычного водителя, который присяги не давал. Таким образом, водитель может врать, а инспектор — нет.

Решение Верховного суда

Недавно Верховный суд РФ вынес постановление, в котором говорится, что одного протокола недостаточно для признания водителя виновным в совершении преступления. Для того чтобы презумпция невиновности была соблюдена, необходимо представить другие доказательства. Это постановление, вероятно, повлияет на порядок наказания за опасное вождение — по аналогии с тем, как штрафы за другие правонарушения выписываются без специальных доказательств (например, алкотестеров и радаров скорости). К сожалению, разъяснения Верховного суда часто игнорируются, что приводит к принятию решений, как правило, в пользу чиновников.

Автомобили