Неэтилированный и этилированный бензин

На своей работе я столкнулся с термином «неэтилированный бензин» и, естественно, захотел узнать о нем побольше — что это такое, чем отличается и с чем его следует использовать. Нам знакомы такие названия, как Аи-92, Экто, ДТ и другие. Люди, имеющие современные автомобили, могут встретить в технических условиях эксплуатации пункт о том, что допускается использование только неэтилированного бензина, а может быть, и запрет на использование этилированного. Хотя по сути это одно и то же, не все знают, почему и как их различать.

Повышение октанового числа

Топливо, получаемое при переработке нефти, весьма далеко от желаемого продукта. Его октановое число колеблется в пределах 56–60, что очень далеко от общепринятого значения 92 октанового числа. Производитель должен принять меры по повышению октанового числа топлива, чтобы сделать его пригодным для использования в автомобилях.

Для этого существует два варианта. Первый опасен и в настоящее время не используется, а второй, гораздо более экологичный, обычно применяется. В этих методах и кроется ответ на наш вопрос.

Этилированный бензин: Опасное топливо

Этилированный бензин представляет собой смесь топлива и присадок, в частности тетраэтилсвинца, который позволяет повысить качество топлива. Однако из-за токсичности частиц свинца, попадающих в воздух при сгорании топлива, его использование запрещено уже почти два десятилетия. Нейтрализатор отработавших газов в автомобилях также очень уязвим к этилированному бензину и может быть легко поврежден после одной заправки. Это может привести к выходу из строя датчика Lamb, контролирующего уровень кислорода в выхлопных газах. В результате многие импортные автомобили при использовании этилированного бензина не будут работать должным образом или вообще не будут работать, что делает его опасным видом топлива.

Неэтилированный бензин

Неэтилированный бензин содержит не свинец, а другие присадки, которые не столь эффективны, но гораздо лучше для окружающей среды. Единой присадки не существует, их может быть несколько десятков в зависимости от выбора производителя топлива. В топливо могут добавляться спирты и эфиры, повышающие его октановое число. Эти присадки менее эффективны, но их преимущество в том, что они гораздо лучше для окружающей среды. Каталитический нейтрализатор автомобиля при использовании этого топлива прослужит не одну тысячу километров.

Неэтилированный бензин

Неэтилированное топливо — это вид бензина, не содержащий в своем составе тетраэтилсвинца. В его состав входит спирт или дополнительные элементы.

В бывшем СССР известным примером этилированного топлива был 93-й бензин, однако примерно 20–25 лет назад он был запрещен. Теперь в России используется только неэтилированный бензин.

Происхождение этилированного топлива уходит корнями в историю.

Проблема детонации

С начала XX века, когда происходило бурное развитие автомобильной промышленности, проблема детонации топлива в двигателях внутреннего сгорания стала актуальной. После первичной переработки нефти получается топливо с низким октановым числом — показателем давления, необходимого для детонации,— около 60, в то время как для двигателей обычно требуется октановое число 92 или 80. Вторичная переработка для повышения октанового числа является дорогостоящей и сложной. Поэтому автопроизводители задумались над тем, как дешево повысить степень детонации.

В 1920-х годах компания General Motors нашла способ значительно повысить октановое число бензина путем добавления в него примеси этила — тетраэтилсвинца. Они быстро открыли завод по производству этилированного топлива, которое было менее дорогим, но более ядовитым, чем обычное, и этот факт некоторое время замалчивался.

Влияние свинцового бензина

За появлением на американском рынке этилированного и неэтилированного бензина быстро последовал его экспорт в другие регионы. Хотя разница в цене между ними была значительной, информация о потенциальном вреде этилированного бензина оставалась закрытой для общественности. В результате этилированный бензин становился все более популярным и в конце концов вытеснил свой неэтилированный аналог. Правда о тетраэтилсвинце, химическом компоненте топлива, который вреден для человека, замалчивалась, поскольку это означало миллионные прибыли. Более того, сообщения об отравлениях работников заводами, выпускавшими это топливо, скрывались и объяснялись авариями на химическом производстве.

Влияние этилированного топлива

Потребовалось 20 лет, чтобы осознать пагубное влияние этилированного топлива на окружающую среду и людей. В США производство автомобилей, работающих на этилированном топливе, было прекращено в начале 80-х годов, а вскоре после этого оно стало недоступным для покупки. Тем не менее, в 2000 году Европа запретила использование этилированного топлива, а через два года этому примеру последовала и Россия.

Бензин