В ноябре 2022 года на бывшем заводе Renault в Москве началась сборка автомобилей «Москвич». Первой моделью завода стал кроссовер, получивший обозначение «Москвич 3». Ожидается, что первые продажи этого автомобиля состоятся в декабре 2022 года. Также был запущен проект массового автомобиля «Завод КИМ».
Ford Motor Company и Советский Союз объединили усилия
В 1929 г. Советский Союз и американская компания Ford Motor Company объединили свои усилия и подписали соглашение о строительстве автомобильного завода в Нижнем Новгороде (впоследствии получившего название Горьковский автомобильный завод, ГАЗ).
Строительство двух автосборочных заводов
До запуска полноценного предприятия были построены два автосборочных завода: Государственный завод № 1 в Нижнем Новгороде (впоследствии ставший Горьковским автобусным заводом, а затем Заводом аппаратуры связи им. Попова) и Государственный завод № 2 в Москве.
Расположение капитального предприятия
Столичное предприятие было размещено на Остаповском шоссе (ныне Волгоградский проспект) рядом с Московской окружной железной дорогой. В 1930-е годы на этом предприятии осуществлялась сборка легковых автомобилей ГАЗ-А и грузовиков ГАЗ-АА, в производстве которых использовались сначала американские, а затем советские комплектующие.
1939 Завод выведен из эксплуатации
В 1939 г. завод был выведен из эксплуатации ГАС и получил название «Государственный автосборочный завод имени Коммунистического Интернационала Молодежи» (КИМ). Для него был создан субкомпактный автомобиль КИМ-10 с цельнометаллическим полунесущим кузовом по образцу американского автомобиля Ford Prefect. Всего до начала войны было построено более 300 автомобилей, начало серийной сборки было запланировано на 1 августа 1941 года.
Эвакуация и создание автомобильного завода
Вскоре после начала Великой Отечественной войны завод КИМ был переведен в Свердловск, где началось производство легких танков Т-60 и Т-70. К маю 1945 г. Совет Народных Комиссаров принял постановление о строительстве на базе КИМа автомобильного завода по производству малолитражных автомобилей, который получил название ЗМА (позднее МЗМА).
Решение Сталиных о создании копии немецкого автомобиля Opel Kadett K38
Первоначально на этой площадке планировалось производить КИМ-10. Однако в 1945 г., как считается, И. В. Сталин принял решение о создании дубликата немецкого автомобиля Opel Kadett K38, выпускавшегося в 1937–1940 гг. Некоторые исследователи предполагают, что документы и оборудование, необходимые для производства, были вывезены с оккупированных Германией территорий. Однако другие источники утверждают, что автомобиль был разработан с нуля с использованием существующих образцов и шаблонов.
Москвич-400
Дебютная версия «Кадета» была переименована в «Москвич-400», производство которого началось в 1946 году. Пятиместный переднемоторный заднеприводный седан оснащался четырехцилиндровым двигателем М-400 мощностью 23 лошадиные силы (л. с.). Другие модели включали кабриолет, фургон и пикап, все они были созданы на базе первоначального «Москвича». Затем, в 1954 году, появился «Москвич-401» с более мощным двигателем (26 л. с.). Всего было выпущено около 234 000 этих автомобилей первого поколения, что сделало их первыми массовыми автомобилями, продававшимися в СССР для личного пользования.
Модели второго и третьего поколений
В 1956–1965 гг. на МЗМА выпускалось второе поколение «Москвичей» — модели 402, 403, 407 и их производные. Конструкция этих моделей мало чем отличалась от первого поколения, но они имели кузов понтонного типа и экстерьер, напоминающий более роскошную «Волгу» ГАЗ-21. Всего было выпущено более 553 тыс. этих автомобилей.
Участие российского автопрома в международных ралли
История участия российских автомобилей в международных ралли началась с автомобиля «Москвич-407» в 1964–1988 годах. Было создано третье поколение моделей «Москвич» — «Москвич-408», «Москвич-412», «Москвич-2140» и другие производные с современным обликом. В 1968 году предприятие получило новое название — «Автомобильный завод имени Ленинского комсомола» (АЗЛК). Производство автомобиля «Москвич-412» было налажено на Ижевском автомобильном заводе (предприятие Министерства обороны СССР) в 1967 году. Впоследствии «Иж» стал собственной торговой маркой. Советские машинокомплекты для «Москвича» собирались также в Болгарии (балканский завод «Ловеч») и Бельгии (совместное предприятие «Скальдия — Волга» в Брюсселе). В отдельные годы более половины советского производства «Москвича» отправлялось на экспорт. Всего было выпущено 3,2 млн. экземпляров третьего поколения.
Четвертое поколение, прекращение деятельности
В 1986 году на АЗЛК (позднее ОАО «Москвич») начался выпуск переднеприводного автомобиля «Москвич-2141» с кузовом хэтчбек. В других странах эти автомобили продавались под маркой Aleko. Первоначально они оснащались двигателями Волжского автомобильного завода (ВАЗ), которые к тому времени считались устаревшими. В начале 1990-х годов производство сократилось из-за отсутствия государственного финансирования. Не помогли улучшить ситуацию даже выпуск модернизированных серий («Князь Владимир», «Иван Калита», «Святогор») и установка более мощных двигателей от французской Renault, которые после экономического кризиса 1998 года оказались слишком дорогими.
Конец АЗЛК
4 марта 2002 года главный конвейер АЗЛК был остановлен, что положило конец деятельности компании. В 2010 году предприятие было ликвидировано после признания его банкротом. Всего было выпущено около 716 тыс. автомобилей четвертого поколения. На месте бывших площадок АЗЛК появился новый автомобильный завод Renault и технополис «Москва». В 2016 году компания «Рено Россия» зарегистрировала в Роспатенте товарные знаки «АЗЛК», «Москвич» и «Москвич» с логотипами. Товарные знаки действительны до 2025 года.
Мэр Москвы объявил завод Renault городской собственностью
16 мая 2022 г. мэр Москвы Сергей Собянин объявил, что московский завод Renault переходит в собственность города. Кроме того, будет возобновлен выпуск легковых автомобилей под маркой «Москвич». Основным технологическим партнером организации был назван КАМАЗ.
23 ноября 2022 года завод приступил к крупноузловой сборке автомобилей. До конца года планируется собрать 600 автомобилей (400 из которых будут электрическими). В 2024 году наряду с крупноузловой начнется мелкоузловая сборка. В материалах, представленных на заводе, отмечается, что в 2024 году на автомобилях будут устанавливаться аккумуляторы собственного производства, а к 2025 году москвичи смогут рассчитывать на то, что электродвигатель, аккумулятор и бортовое зарядное устройство будут сделаны в Москве.